|
Некачественные газовые пружины Пружинно-поршневая пневматика, самый доступный и самый массовый класс пневматического оружия. Многие модели недороги, отлично поддаются кастомизации и доработкам. В угоду любителям, в нашей стране существует индустрия производства и продажи кастомных деталей и расходных материалов. Трендом последних лет несомненно являются газовые пружины(далее ГП).
Газовая пружина представляет собой емкость, наполненную газом под давлением. С одной стороны пружина имеет шток, подвижный в продольном направлении. Под действием внешней силы шток уходит в корпус пружины, после прекращения приложения силы, выталкивается сжатым газом обратно. В России газовые пружины начали делать в начале 2000-х. Дело приобрело широкий размах и через небольшое время, делались пружины на все известные винтовки с боковым зацепом поршня. Но как известно, любая массовость привлекает тех, кто хочет нажиться на изготовлении и продаже низкокачественного товара. За счет малой закупочной цены и "привлекательных характеристик", эта продукция получила широчайшее распространение и к сожалению, сейчас купить некачественную пружину гораздо проще чем соответствующую необходимым требованиям.
К сожалению, неграмотными в вопросе у нас остаются не только новички, что само собой разумеется, но и продавцы, которые вроде как должны помочь новичку сделать первый шаг. У большинства новичков имеется желание сделать винтовку "как можно сильнее" и большинство считает, что чем сильнее будет накачена пружина, тем сильнее будет стрелять его винтовка. Более того, нежелание потратить деньги на хронограф, что бы измерить реальные характеристики, а так же байки и россказни ушлых продавцов приводит к тому, что "мощность" измеряется в тяжести взвода, громкости выстрела, костодробительной отдаче, столбу огня и пламени из ствола и т.д. и т.п. В лучшем случае новичок выстрелит в доску или толстую книгу и замерит глубину проникновения, что собственно так же не позволяет объективно судить о начальной скорости пули. Пользуясь этим фактом, производители контрафакта безмерно перекачивают пружины. Клеят наклейки с желанными надписями, от одного вида которых у типичного "мощестрадальца" появляется слабость в коленках. "Усиленная", "Premium", "Magnum", "Supermagnum", "140, 160, 170 т.д. дофига атм", надписи мимо которых очень сложно пройти равнодушно.



Более того, наметилась нездоровая тенденция маскировки под "оригинальное производство". Пружины упаковывают в коробочки фирменной раскраски и стилистики, с логотипом производителя, Gamo, Baikal, Hatsan, и т.д. Часто приобретая такую продукцию, новичок надеется на заводское качество и совместимость с продукцией бренда, а то и вовсе считает продукцию оригинальной. Очень живуч миф про "оригинальные Ижевские пружины", часто его поддерживают и сами продавцы, продавая пружины как "заводские". Да, эти пружины действительно сделаны в г. Ижевск, но помните, эта продукция не имеет никакого отношения ни к Ижевскому механическому заводу, ни тем более к иностранным производствам.

Кратко разберемся в сути проблемы, почему же вредно устанавливать перекаченные пружины.
В ППП, пружина лишь источник энергии. Т.е. часть потенциальной энергии сжатой пружины, посредством сильно сжатого и разогретого воздуха, преобразуется в кинетическую энергию пули. Сколько энергии будет преобразовано, зависит от объема компресора, т.е. диаметра и хода поршня. Т.е. потенциал винтовки зависит не от того как мы накачаем пружину, он изначально заложен производителем в ее геометрических размерах
Выстрел из пружинно-поршневой винтовки можно охарактеризовать как термодинамический процесс. За короткое время(несколько мС) воздух сжимается до сотни и более атм, а в мощных винтовках нескольких сотен атм и температуры до 600-800гр. Процесс этот крайне быстротечен и имеет ярко выраженную пиковую амплитуду. Но высокое давление воздействует не только на пулю, но и обратно на поршень и если соотнести площадь сечения и давление, то получается, что на отскок поршня в мощных винтовках, действуют силы порядка тонны и более. И чем выше будет давление в компресоре, тем сильнее отскок поршня с последующим кратным уменьшением давления. Процесс выстрела, как говорилось выше, крайне быстротечен, к моменту "отскока поршня" пуля проходит всего около 5-10см для винтовок разной мощности, а после 25-30см разгон пули фактически прекращается даже на магнумах, остальная длинна ствола не более чем рычаг для взведения. Наилучшая ситуация, это когда весь сжатый воздух уместился в объем за пулей, а поршень дошел до стенки без упругого соударения.
Повышая давление в пружине мы повышаем давление в компреcсоре, "время выстрела" сокращается, увеличиваются перегрузки от движения тяжелого поршня. Поршень может задавить весь объем воздуха в канал ствола за пулей, отскочить на значительную длину в следствии воздействия высокого давления и несколько раз механически удариться о переднюю стенку. По сути, у компресора просто нет такого объема воздуха, что бы преобразовать такое кол-во энергии. Обычная ситуация, когда скорость пули с перекаченной пружиной существенно ниже чем с нормальной.
Как следует из закона сохранения энергии, энергия не только не берется из ниоткуда, но и никуда не пропадает. Если часть энергии не преобразовалась в кинетическую энергию пули, она попросту пошла в разрушение конструкции. Как правило, это отлично чувствуется тактильно, сухой резкий и неприятный выстрел. Очень часто неправильный выстрел можно ощутить буквально пальцем, помните, если спусковой крючок больно отдает в палец в момент выстрела, остановитесь и задумаетесь, так быть не должно. Используя перекаченные пружины мы подвергаем риску не только саму винтовку но и прицелы. Существует весьма распространенный миф, что установка ГП облегчает жизнь прицелу. Помните, установка перекаченной ГП многократно усложняет жизнь прицелу. Наряду с рваными манжетами, это одна из основных причин поломок прицелов.
Кратко перечислим основные риски и поломки связанные с установкой таких пружин. То, с чем мне регулярно приходится иметь дело.
Для любых винтовок Снижение мощности относительно нормальной, дизель, прогорание манжет и уплотнений. Поломка винтов крепления ложи. Поломка прицелов, сам прицел сползает назад даже при наличии стопора, попутно разбивая и вытягивая отверстие под стопор на ласточкином хвосте.
МР512 Тяга взвода шарниром продирает комперсор снаружи, а поршень рвет компресор изнутри. Хруст и скрежет при взводе. Искры при выстреле, в запущенных случаях, когда мелкая стальная пуль от драного комперсора горит в разогретом сжатом воздухе. Поломка деревянной ложи, отрыв планки для крепления прицела, вытягивание отверстия крепления колодки спуска. Винтовка больно, до синяков, отдает спусковым крючком в палец.
МР60, 61 Перескок тяги взвода через перемычку поршня с невозможностью последующей эксплуатации без замены деталей. Фатальная поломка ствольной коробки в районе штифта передней пробки.
МР53М Отрыв колодки спуска. Вероятная поломка муфты ствола.
Gamo Для всех гамо, поломка передних винтов крепления ложи, разрыв сайлентблоков колодки спуска. На CFX/CFR, Big Cat CF, расплющивание и заклинивание зарядного клипа, изгиб рычага взвода. Для переломок возможна поломка муфты ствола и деревянной ложи в районе передних винтов крепления.
Crosman, Stoeger Поломка передних винтов крепления ложи. Изгиб тяги взвода в поперечной плоскости, с последующей невозможностью постановки на взвод. Износ шарнирных осей тяги взвода с последующей невозможностью постановки на взвод. Особенно часто! Деформация колодки спуска с последующей невозможностью постановки на взвод. Задиры компресора поршнем с возможным заклиниванием и невозможностью постановки на взвод
Hatsan Наиболее стоек в виду большого объема компресора. Поломка ложи в районе шейки приклада. Деформация колодки спуска с последующей невозможностью постановки на взвод. Изгиб тяги взвода с последующей невозможностью постановки на взвод. Редко, раздутие компресора на последних мм хода поршня
Norica Задиры компресора поршнем с возможным заклиниванием и невозможностью постановки на взвод
Поэтому при покупке пружины, обязательно надо знать, какое в ней установлено усилие. Вот небольшой ряд, на который можно ориентироваться. Указано максимально допустимое значение для конкретной модели. Усилие приведено в середине хода штока, за вычетом трения сальника, т.е. получено на разжатии пружины, а не на сжатии.
Что бы примерно перевести в атм., усилие на штоке надо умножить на 2.
- ИЖ53, ИЖ60\61 ~ 45кг
- МР-512 не переделанный казенник, перепуск 4.3мм 50-55кг
- МР512 с переделанным казенником, перепуск 2.8-3.2мм 57-60кг
- Gamo CFX/CFR с не переделанным пульным входом, состояние как есть. 50-55кг
- Gamo переломки и клоны, CFX с переделанным пульным входом 58-62кг
- Norica Marviс Gold и клоны 60-65кг
- Hatsan 55/70/80/90 68-72кг
- Hatsan 125/135/155 80-85кг
- Gamo Hunter/Socom 1250 80-90кг
В виду низкого качества описанных пружин, они совершенно не обязательно соответствуют указанным большим цифрам. Часто бывает, что давление там намного ниже заявленного, в таком случае, пружину эксплуатировать можно. Но есть аспекты в плане надежности.
Ресурс газовой пружины это ресурс сальника, который уплотняет шток поршня. Для комфортной работы сальника, цилиндр и шток пружины обязательно должны быть зацентрованы для исключения неосевых нагрузок. Простым языком, пружина должна плотно вставляться в поршень и иметь отторцованую переднюю плоскость.
Указанные контрафактные пружины, для простоты производства просто заварены спереди и имеют диаметр равный самому цилиндру пружины. Другими словами, они никак не центруются в поршне.
Вот для сравнения, какой должен быть торец у нормальной пружины и какой на контрафакте.

В качестве смазки в пружинах заявлена силиконовая смазка, которая никак не подходит для смазывания нагруженных пар металл-металл. В условиях постоянного перекоса и неподходящей смазки, уплотняемый шток очень быстро покрывается паутиной мелких зидров, а сальник деформируется и теряет эластичность. Если нормально сделанная газовая пружина работает 7-10тыс выстрелов до первой профилактики, то реальный ресурс контрафактной пружины не всегда превышает 2-3тыс выстрелов, а профилактика такой пружины и вовсе невозможна в виду отсутствия сервисного порта.
Состояние газовой пружины можно легко определить при помощи лупы и источника яркого света. Шток поршня должен быть чистым и ровным, без задиров, раковин ржавчины и проплешин на покрытии. На штоке должен быть тонкий слой масла. Исчезновение масляной пленки и начало появления задиров, для нормальной пружины, сигнализируют о необходимости профилактики. Контрафактная пружина через тысячу выстрелов выгладит примерно так же, как нормальная через 6-8тыс выстрелов.

Любой несчастный владелец данной продукции может убедиться в этом самостоятельно. А главное помните, не надо требовать от вещи то, на что она не рассчитана изначально! Старая и проверенная поговорка "Семь раз отмерь, один раз отрежь", актуальна в нашем деле, как никогда.
Статья нагло скопипизжена с сайта gnom25629.08.2018 14:34
|
|
|